-ѕриложени€

 -ћетки

13 знаков зодиака 8 марта ddfoto.ru esoterworld.ru scook.ru анимации анита луценко астрологи€ афоризмы битва экстрасенсов весна волосы гмо гороскоп гороскоп на 2013 год дача дети диета дизайн женские секреты женщина животные жизнь закат заработок в интернете здоровое питание здоровье знаки зодиака интересные факты интерьер йога как похудеть картинки керченский мост керчь керчьинфо кино клубника кошки красота крым крымский мост кулинари€ кухн€ любовь маги€ масленица мелодрама мистика мода мои фото море мост в крым мотиваци€ мудрость непознанное новости керчи новый год осень открытки отношени€ пасха поздравлени€ позитив полезные советы похудение праздник природа притча продукты психологи€ путешестви€ ребенок религи€ ремонт рецепты салаты самопознание семь€ сериал смотреть онлайн смс советы спорт спортивные упражнени€ статусы счастье туризм упражнени€ уроки фотографии фен-шуй фильм фильм мелодрама фото фото каждый день фотографи€ фотошкола онлайн цитаты эзотерика юмор

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.01.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 74379


— ¬ознесением √осподним!

„етверг, 02 »юн€ 2011 г. 10:34 + в цитатник

—егодн€ праздник православный –
√осподне ¬ознесение –
—обытие достославное,
» наше оно спасение!

∆елаю вам в этот день счасть€,
’орошего настроени€,
Ћюбви св€той и сердечной
» веры светлой, конечно!

 

 расивые картинки и анимации
красивые картинки и анимации на www.animashka.info

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



mousewhite10   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 10:39 (ссылка)
—пасибо,взаимно!≈сли бы не мама и интернет.....даже и не знала бы...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬анда   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 10:43 (ссылка)
Ѕлагодарю!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
просто_“атиана   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 11:10 (ссылка)
—пасибо и теб€ с праздником!!!
cc76d70723b2 (290x400, 93Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lar   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 11:12 (ссылка)
Ѕлагодарю. ¬заимно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
nataSHA102010   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 11:43 (ссылка)
спасибо! и вас с ѕраздником!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“эт€   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 12:13 (ссылка)
—пасибо!.— праздником ¬ас!
70483980_65766994_7dea204498b8 (369x299, 98Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕабгаль   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 13:14 (ссылка)
—пасибо и с праздником
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јльбина_ ано   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 16:43 (ссылка)
» теб€, јленька, с ѕ–ј«ƒЌ» ќћ ¬≈Ћ» »ћ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
LediLudmila   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 17:57 (ссылка)
Ѕлагодарю! — праздником ¬ас.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Queen_Lu   обратитьс€ по имени —пасибо! „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 20:44 (ссылка)
¬о славу Ѕожию!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ать€на_33   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 21:13 (ссылка)
—пасибо,понравилось сообщение,беру себе.
0a1f7fb20c046523bca7ce888400a6bd (309x449, 42Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюдмила_ƒунина   обратитьс€ по имени „етверг, 02 »юн€ 2011 г. 22:33 (ссылка)
— великим праздником!
8 (207x272, 132Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
окненамор   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 »юн€ 2011 г. 00:47 (ссылка)
—транно праздновать даже не разбира€сь , что празднуем.
Ќовозаветные сюжеты в живописи
¬оскресение ’риста

¬оскресение ’риста на третий день после его смерти €вл€етс€ главнейшим чудом, средоточием помыслов всех христиан. ћежду тем ни один из евангелистов не описал самого акта ¬оскресени€ ’риста. ќно прошло никем не видимым; даже стражники, поставленные охран€ть тело в гробнице, не заметили ничего необычного, а когда "јнгел √осподень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые" (ћф. 28:2, 4).  ак ’ристос восстал из гроба, в каком он был виде, куда отправилс€ - все это навсегда останетс€ тайной. ќ том, что ’ристос воскрес, можно было заключить по его дальнейшим €влени€м в течение сорока следующих дней; описани€ некоторых из них оставили евангелисты, и эти описани€ стали основой живописных сюжетов.
»менно из-за отсутстви€ евангельского рассказа о ¬оскресении ’риста художники в течение первого тыс€челети€ истории церкви избегали изображать этот сюжет. ≈го заменой служили эпизоды и сюжеты €влений воскресшего ’риста: ћарии ћагдалине, ученикам по пути в Ёммаус, в самом Ёммаусе и другие.
»так, ранние изображени€ собственно ¬оскресени€ ’риста ограничивались символическими формами: св€щенной монограммой "’–", заключенной в триумфальный венок, установленный на верху латинского креста. ƒва воина у подножи€ креста идентифицируют эту композицию как ¬оскресение ’риста. “ак оно изображено на саркофаге из катакомб ƒомитиллы (–им, Ћатеранский музей, IV век). »звестно только одно изображение ’риста, относ€щеес€ к раннехристианскому периоду, где он по€вл€етс€ в обсто€тельствах ¬оскресени€, - оно исполнено в технике резьбы по слоновой кости и относитс€ к V веку (хранитс€ в ћюнхене). Ќо даже здесь ’ристос не €вл€етс€ частью сцены, но поднимаетс€ на небо, вз€тый рукой Ѕога-ќтца, в то врем€ как св€тые жены приближаютс€ к ангелу, сид€щему при входе в пустую гробницу.
ѕерва€ попытка изобразить ’риста восстающим из гроба встречаетс€ в одной из миниатюр ќттоновского ≈вангели€ (ћюнхен, √осударственна€ библиотека); здесь он стоит в открытом саркофаге, держа в одной руке крест. ќднако вплоть до XII века не было прин€то демонстрировать телесное воскрешение ’риста. Ётот образ по€вл€етс€ в так называемом –атманнском миссале середины XII века (’ильдесхейм, кафедральный собор). ’ристос делает решительный шаг, переступа€ через передний край саркофага; он держит крест с укрепленным на нем ст€гом; с этого времени флаг - знак его победы над смертью - становитс€ характерной особенностью всех последующих изображений ¬оскресени€ ’риста.
 рупнейший французский искусствовед Ёмиль ћаль обращает внимание на следующее важное обсто€тельство: такое изображение ¬оскресени€ ’риста противоречит евангельскому рассказу, поскольку представл€ет ’риста поднимающимс€ из гроба, с которого уже отвалена крышка (камень), хот€ ћатфей говорит, что камень был отвален наутро после воскресени€ ’риста. —тарые мастера, обычно столь скрупулезные и педантичные в том, что касаетс€ буквы —в€щенного писани€, имели основание соединить эти отсто€щие друг от друга по времени событи€. Ќет ни малейшего сомнени€, что они желали напомнить о том глубоком значении, которое отцы церкви придавали отваливанию камн€ гробницы. —огласно одному из средневековых толкований соответствующих мест в ≈вангели€х (ћф. 28, 16, Ћк. 24), камень гробницы - это каменна€ скрижаль, на которой был записан «акон (¬етхий завет); и как дух был скрыт в ¬етхом завете за буквой, так ’ристос, согласно этому толкованию, был скрыт за камнем. ’ристос воскрес из мертвых, и «акон (ћоисеев) утратил свое значение.
¬ »талии, где первое изображение ¬оскресени€ ’риста датируетс€ XIV веком, момент пробуждени€ ’риста редко изображаетс€. ќбычно он парит в небе над гробницей (саркофагом), прислон€сь к которой либо сп€т, либо в испуге взирают на него стражники. ¬ некоторых верси€х этого сюжета ’ристос триумфально стоит в саркофаге, поставив одну ногу на его край, - так он изображен у ѕьеро делла ‘ранческа. ¬ другом иконографическом варианте он стоит на крышке саркофага, как у √иберти (рельеф на северной двери баптистери€ во ‘лоренции). Ќачина€ с XVI века общеприн€той становитс€ джоттовска€ идеализированна€ концепци€. ѕорой в такой трактовке находитс€ место дл€ определенного реализма в изображении, как, например, на »зенхеймском алтаре √рюневальда. ¬ изображении этого сюжета “инторетто (—куола ди —ан –окко в ¬енеции) ощущаетс€ драматизм: ’ристос, освобожденный от камн€ ангелом, воспар€ет в €рком свете к небесам. –ембрандт трактует его в чисто реалистической манере: ’ристос все еще в своих погребальных пеленах, он с усилием приподнимаетс€ из гроба; в €рчайшем свечении перед ним предстает ангел.
¬о всех этих верси€х изображаютс€ стражники; их от двух до шести; они либо как мертвые, согласно ћатфею, либо с ужасом взирают на происход€щее. ¬ некоторых живописных верси€х ¬оскресени€ св€тые жены изображаютс€ приближающимис€ к гробу, несмотр€ на то, что при такой композиции они €вл€ютс€ как бы свидетельницами собственно ¬оскресени€ ’риста, что не подтверждаетс€ рассказами евангелистов. ¬последствии приход св€тых жен к гробу становитс€ отдельным самосто€тельным сюжетом.
Ќаписанна€ на тему ¬оскресени€ ’риста фреска ѕьеро делла ‘ранческа была исполнена дл€ ратуши родного города художника - Ѕорго-—ан-—еполькро. —в€щенный гроб стал символом —ан-—еполькро и изображаетс€ на гербе этого города. ’удожник передал сокровенный смысл событи€ в концентрированном виде и изобразил ¬оскресение не как исторический факт, а как вневременную истину. ’ристос стоит в центре, его права€ нога подн€та на край саркофага -он намереваетс€ сделать шаг из гроба. ≈го лева€ рука лежит на подн€том колене, а в правой он держит древко ст€га триумфа - белого знамени с красным крестом, которое развеваетс€ позади него. ћанти€ так накинута на его фигуру, что оставл€ет правую сторону груди открытой, и мы видим рану на ней.  лассические формы мускулистого тела подчеркиваютс€ светом, падающим на фигуру ’риста слева. Ќа земле полусид€щими и полулежащими изображены четыре воина. —огласно ¬азари, воин, которого мы видим анфас, - автопортрет художника. ѕримечательна символика деревьев: те, что слева, - голы, справа - в густой листве. Ќа картине, столь концентрированной по мысли, така€ деталь не могла быть случайностью. » действительно, объ€снение этому есть: по пути на √олгофу ’ристос сказал: "»бо если с зеленым деревом это делают, то с сухим что будет?" —лова эти означают: если они так поступают со мною живым, то что сделают они, когда € буду мертвым? »де€ деревьев зеленых и деревьев высохших св€зывалась с древом познани€ добра и зла и древом жизни, сто€вшими р€дом в эдемском саду. ¬ данном случае деревь€, несомненно, символизировали мир до и после –асп€ти€ и ¬оскресени€.

¬ознесение ’риста
» вывел их вон из города до ¬ифании и, подн€в руки —вои, благословил их. », когда благословл€л их, стал отдал€тьс€ от них и возноситьс€ на небо. ќни поклонились ≈му и возвратились в »ерусалим с великою радостью.
(Ћк. 24:50-52)
—казав сие. ќн подн€лс€ в глазах их, и облако вз€ло ≈го из вида их. » когда они смотрели на небо, во врем€ восхождени€ ≈го, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи √алилейские! что вы стоите и смотрите на небо? —ей »исус, вознесшийс€ от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели ≈го восход€щим на небо. “огда они возвратились в »ерусалим с горы, называемой ≈леон, котора€ находитс€ близ »ерусалима, в рассто€нии субботнего пути.
(ƒе€н. 1:9-12)
Ёти тексты дают представление и о том, как вознесс€ ’ристос, и о том, как он возвратитс€ в будущем. Ќовый завет точно определ€ет место и врем€ ¬ознесени€ ’риста - это произошло сорок дней спуст€ после ¬оскресени€: "...€вил —еб€ живым, по страдании —воем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней €вл€€сь им и говор€ о ÷арствии Ѕожием" (ƒе€н. 1:3) - на горе ≈леон (ƒе€н. 1:12), вблизи ¬ифании (Ћк. 24:50).
Ќеобходимо отметить, что ћатфей и »оанн не упоминают о ¬ознесении ’риста; текст ћарка относитс€ к фрагменту, которого нет в древнейших рукопис€х. “аким образом, Ћука единственный из евангелистов, кто изображает ¬ознесение ’риста как событие очевидное и исторически достоверное.
ћного споров велось по поводу того, кто были представшие апостолам два мужа в белой одежде. ќдни исследователи —в€щенного писани€ считают, что это могли быть ≈нох и »ли€ - два ветхозаветных св€тых, которые были вз€ты на небо не познавшими смерть. —огласно мнению других, это были ћоисей и »ли€, те самые ветхозаветные пророки, которые €вились в сцене ѕреображени€ ’риста. Ќо по самому распространенному мнению, это были два ангела. ќни обратились к апостолам со словами: "ћужи √алилейские". “акое обращение было оправдано, поскольку иуде€нина »уды среди них уже не было.
’от€ необычные обсто€тельства ¬ознесени€ ’риста служили верным признаком того, что на сей раз его уход был окончательным, из слов двух небесных вестников ученики узнали, что ’ристос вернетс€ вновь. ”ченикам было обещано, что ’ристос оп€ть возвратитс€ на землю "в таком же виде", как они его видели возносившимс€. ¬ св€зи со вторым пришествием многие характерные признаки его вознесени€ упоминаютс€ и в других местах —в€щенного писани€. Ќекоторые богословы считают, что это относитс€ к восхищению церкви, которое произойдет за семь лет до второго пришестви€ ’риста, когда он €витс€ установить свое ÷арство на тыс€чу лет. Ќо более веро€тно, что это относитс€ к возвращению ’риста во славе, чтобы объ€вить о начале нового периода. Ѕибли€ свидетельствует о том времени, когда ’ристос придет на облаках славы (ћф. 24:30; ќткр. 1:7), "и станут ноги ≈го в тот день на горе ≈леонской" («ах. 14:4).
÷ерковь первых веков христианства вспоминала о ¬ознесении ’риста в св€зи со св€той “роицей. ¬ IV веке возник праздник ¬ознесени€ ’ристова, который отмечалс€ на сороковой день после ѕасхи. ¬ соответствии со свидетельством ƒе€ний апостолов, христианска€ традици€ прин€ла в качестве места ¬ознесени€ ’риста вершину ≈леона; здесь уже в IV веке была поставлена часовн€. ¬ XII веке крестоносцы воздвигли восьмиугольное здание с колоннами и открытым куполом посередине, которое уже в том же веке, в 1187 году, было превращено в мечеть (здесь до сих пор показывают камень с отпечатком ноги ’риста).
ѕервые изображени€ ¬ознесени€ ’риста в искусстве относ€тс€ к рубежу III и IV веков. Ќа них показано, как из облаков прот€гиваетс€ рука Ѕога-ќтца и ведет молодого ’риста по горе к небу. Ётот иконографический тип ¬ознесени€ сохран€лс€ до эпохи  аролингов, когда его сменил пришедший из ¬изантии двухплановый образ: в нижней половине стоит ƒева ћари€ (о которой нет упоминани€ в Ќовом завете в св€зи с ¬ознесением ’риста; позже она стала символизировать провожающую ’риста на небо и ожидающую его второго пришестви€ церковь) с апостолами; в верхней половине в ореоле фигура ’риста, он возноситс€ на небо, как правило, в сопровождении двух ангелов. “ак трактован этот сюжет на миниатюре в ≈вангелии –аввулы (ок.586).
Ќачина€ с XIII века все "помощники" ’риста в его ¬ознесении были отвергнуты и ’ристос стал изображатьс€ самосто€тельно воспар€ющим на небо. Ёто в принципе отличало образ вознос€щегос€ ’риста от образа ƒевы ћарии, поднимаемой, то есть вз€той (ангелами) на небо. Ёто различие отразилось в латинских терминах: Ascensio Christi (¬ознесение ’риста) и Assumptio Marine (¬з€тие на небо, то есть ”спение, ћарии).
¬ эпоху ¬озрождени€ можно встретить три типа изображени€ ¬ознесени€ ’риста: 1) ’ристос изображаетс€ анфас, обычно в обрамлении мандорлы, которую могут поддерживать ангелы; 2) фигура ’риста изображаетс€ в профиль, как будто он именно взбираетс€ на небо; 3) ’ристос в буквальном смысле исчезает в облаке - снизу видны лишь его ноги.
≈стественно, что в силу своей особенности сюжет ¬ознесение ’риста на небо гораздо чаще встречаетс€ в роспис€х церквей, нежели в станковой живописи, причем занимает либо купол, как на фреске  орреджо в церкви —ан ƒжованни Ёванджелиста в ѕарме, либо пространство под сводами, как на фресках јндреа Ѕонайути и ƒжоваини да ћилано. Ќередко ему отводитс€ вс€ западна€ стена церкви. ћестоположение ¬ознесени€ ’риста в системе росписей ƒжотто в падуанской капелле —кровеньи - в нижнем регистре - скорее исключение.
‘реска ƒжотто €вл€етс€ великолепным примером изображени€ ¬ознесени€, в котором художник строго следует библейской программе: ’ристос дан в профиль и как бы самосто€тельно восходит на небо. ¬оздетые руки - деталь рассказа Ћуки; облако, окутавшее его стопы и отдел€ющее его от земли, - из рассказа ƒе€ний. Ќа небе его приветствует хор ангелов (всего двадцать четыре; нередко художники изображают их ликующими - поющими и играющими на музыкальных инструментах). ¬низу на земле апостолы и ƒева ћари€. ¬се они коленопреклоненные, с молитвенно сложенными руками, что соответствует словам Ћуки: "ќни поклонились". ƒева ћари€, как уже отмечалось, имеет €вно символическое значение - она олицетвор€ет церковь, и ее фигура в сравнении с апостолами более массивна; к тому же она несколько отделена от монолитной группы апостолов. «десь же два ангела, о которых говоритс€ в ƒе€нии апостолов. —амих апостолов одиннадцать. ќтсутствует, естественно, »уда »скариот. ѕри таком числе апостолов имеетс€ в виду, что нет и ѕавла (в византийских пам€тниках апостолов двенадцать - с ѕавлом). «ападна€ традици€ придерживаетс€, как правило, изображени€ именно одиннадцати учеников (таково их число, в частности, в сцене ¬ознесение ’риста на фреске ƒжованни да ћилане в капелле –инуччини в церкви —анта  роче во ‘лоренции и на фреске  орреджо в ѕарме), хот€ известны примеры изображени€ и двенадцати апостолов (фреска јндреа Ѕонайути в церкви —анта ћари€ Ќовелла во ‘лоренции). ≈сли изображаетс€ все-таки двенадцать, то ѕетр (обычно со своим традиционным атрибутом - ключами) и ѕавел (с мечом) сто€т по обе стороны от ƒевы ћарии (то есть церкви) как символы соответственно еврейского народа и €зычников, то есть тех народов, к которым они были посланы с евангельской миссией. “аким образом, изображени€ ¬ознесени€ ’риста можно условно разделить на исторические (то есть опирающиес€ на буквальный смысл библейского рассказа), когда изображаетс€ одиннадцать апостолов и нет ƒевы ћарии, и символические (или литургические), когда изображаютс€ символы и персонификации церкви - ƒева ћари€ и апостол ѕавел.
—редневекова€ теологи€ разработала систему соответствий между ¬етхим и Ќовым заветами, и параллелью ¬ознесению ’риста, естественно, служило в первую очередь вознесение на небо ветхозаветного пророка »лии: " огда они (»ли€ и ≈лисей. - A.M.) шли и дорогою разговаривали, вдруг €вилась колесница огненна€ и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесс€ »ли€ в вихре на небо" (4 ÷ар. 2:11). »менно этот эпизод изобразил ƒжотто в качестве сопутствующего ¬ознесению ’риста.  омментаторы обращают внимание на то, что нет определенного указани€, что »ли€ был вз€т в саму колесницу. ќднако именно так он обычно изображаетс€, так он предстает и у ƒжотто.
¬ еще более разработанном с точки зрени€ типологии виде интерпретировано ¬ознесение ’риста на иллюстрации в издани€х Ѕиблии бедных (Biblia Pauperum).  роме »лии, в качестве прообразов ¬ознесени€ ’риста здесь фигурируют ћоисей, ƒавид, —оломон.

—трашный суд
 огда же приидет —ын „еловеческий во славе —воей и все св€тые јнгелы с Ќим, тогда с€дет на престоле славы —воей, и соберутс€ пред Ќим все народы; и отделит одних от других, как пастырь отдел€ет овец от козлов; и поставит овец по правую —вою сторону, а козлов - по левую. “огда скажет ÷арь тем, которые о правую сторону ≈го: приидите, благословенные ќтца ћоего, наследуйте ÷арство, уготованное нам от создани€ мира: ибо алкал я, и вы дали ћне есть; жаждал, и вы напоили ћен€; был странником, и вы прин€ли ћен€; был наг, и вы одели ћен€; был болен, и вы посетили ћен€; в темнице был, и вы пришли ко ћне. “огда праведники скажут ≈му в ответ: √осподи! когда мы видели “еб€ алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели “еб€ странником, и прин€ли? или нагим, и одели?  огда мы видели “еб€ больным, или в темнице, и пришли к “ебе? » ÷арь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев ћоих меньших, то сделали ћне. “огда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от ћен€, прокл€тые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал я, и вы не дали ћне есть; жаждал, и вы не напоили ћен€; был странником, и не прин€ли ћен€; был наг, и не одели ћен€; болен и в темнице, и не посетили ћен€. “огда и они скажут ≈му в ответ: √осподи! когда мы видели “еб€ алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили “ебе? “огда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали ћне. » пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(ћф. 25:31-46)
¬ Ѕиблии много раз говоритс€ о суде, который Ѕог совершит над человеческим родом, когда €витс€ во славе, чтобы отделить праведников от грешников и первых вз€ть в рай, а вторых отправить в ад. ѕриведенна€ выше цитата из ћатфе€, однако, служит как бы главной литературной программой дл€ художников, изображавших —трашный суд. Ќо если бы иллюстрировалс€ лишь этот фрагмент ≈вангели€ от ћатфе€, то данный живописный сюжет должен был бы занимать место среди притч ’риста, как мы видим это у ћатфе€. ќднако на выработку концепции изображени€ —трашного суда в западном искусстве вли€ли и другие источники - как библейские, так и небиблейские, более поздние, в частности "Ѕожественна€ комеди€" ƒанте.
јкценты, которые став€тс€ художниками в трактовке этого сюжета, порой могут указывать как на источник литературной программы на более раннюю притчу ’риста - его описание ÷арства небесного: "ѕошлет —ын „еловеческий јнгелов —воих, и соберут из ÷арства ≈го все соблазны и делающих беззаконие, низвергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники восси€ют, как солнце, в ÷арстве ќтца их.  то имеет уши, да слышит" (ћф. 13:41-43).
ѕо апостольскому учению, "всем нам должно €витьс€ пред судилище ’ристово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, жив€ в теле, доброе или худое" (2  ор. 5:10).
Ѕог через »исуса ’риста будет судить иудеев и €зычников, живых и мертвых, то есть тех, кто в момент —трашного суда должен будет воскреснуть из мертвых, и тех, кто в этот момент будет в живых. ѕоследние измен€тс€: ''√оворю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимс€ вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимс€" (1  ор.15: 51-52).
Ћитературное описание Ѕога-¬седержител€, каким он предстанет на —трашном суде, наиболее €рко дано в Ѕиблии в ќткровении »оанна Ѕогослова: "я обратилс€, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди светильников, подобного —ыну „еловеческому, облаченного в подир и по перс€м опо€санного золотым по€сом: глава ≈го и волосы белы, как бела€ волна, как снег; и ноги ≈го, подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос ≈го, как шум вод многих. ќн держал в деснице —воей семь звезд, и из уст ≈го выходил острый с обеих сторон меч; и лице ≈го, как солнце, си€ющее в силе своей".
»де€ последнего суда над родом человеческим была известна в античности еще до по€влени€ христианства и даже осме€на римскими поэтами Ћукрецием (ок. 98-55 гг. до н.э.) и ёвеналом (ок. 47 - после 127 гг. н.э.).
ƒетальна€ иконографи€ —трашного суда в искусстве —редневековь€ была выработана на основе (помимо библейских источников) "јпокалипсиса ћарии" (IX в.), который в свою очередь восходит к "јпокалипсису ѕавла" (конец IV в.). ¬ западном искусстве активное обращение к этому сюжету можно констатировать с конца ’ века, когда ожидалось второе пришествие ’риста (по утверждени€м богословов - в 1000 г.), и все большее значение стали придавать доктрине "„етырех последних дел" - смерть, суд, небо и ад.
’ристианство, €вл€€сь религией, весь пафос которой направлен на то, что будет после смерти, придает первостепенное значение —трашному суду, и потому этот сюжет занимает доминирующее положение в христианском искусстве. ≈го поучительный и наставительный смысл вс€чески подчеркивалс€ церковью. Ётот сюжет давал возможность изобразить вечное блаженство праведников в раю в сопоставлении с вечными муками грешников в аду. ѕричем сюжет этот предоставл€л возможности дл€ моральной и социальной критики -среди осужденных на вечные муки нередко помещались персоны высочайшие из живших на земле: папы и архиепископы, императоры и принцы, среди же спасенных - многие из самых смиренных.
 ак правило, —трашный суд в системе росписей церквей занимает всю западную стену интерьера, как в капелле —кровеньи, расписанной ƒжотто, или составл€ет содержание скульптурного убранства западного - центрального - портала готического собора, как в Ќотр-ƒам в ѕариже.
ќбраз ’риста-судии утвердилс€ в этом сюжете рано. ’ристос (его фигура всегда значительно крупнее всех остальных) восседает на троне славы или на радуге; его руки воздеты, и он демонстрирует миру свои раны. —права и слева от лика ’риста часто изображались лили€ и меч - символы соответственно чистоты и справедливости (эту символику мы видим, в частности, у –огира ван дер ¬ейдена и ћемлинга).
ѕо обе стороны от ’риста два или четыре ангела, труб€щих в трубы; внизу, на земле, живые и воскресшие люди: по правую руку ’риста ангелы отвод€т праведников в рай, по левую - демоны низвергают грешников в ад. Ёта основна€ схема, вернее, основной набор изображавшихс€ в —трашном суде тем оставалс€ неизменным в западном искусстве на прот€жении всего —редневековь€ и ¬озрождени€. –азвитие шло по пути все большего усложнени€ этого шаблона.
¬ —редневековье сцена —трашного суда приобретала своего рода панорамный характер, при этом символический смысл всего включавшегос€ в нее сюжетного материала имел большее значение, чем эстетическое равновесие образов или гармоничность композиции. ќбычным было распределение всего сюжетного материала в трех горизонтальных регистрах. ¬ верхнем регистре изображались ангелы и апостолы. ƒева ћари€ и »оанн  реститель сто€т в полный рост или коленопреклоненные по обе стороны от ’риста - ћари€ по правую его руку, »оанн - по левую, как заступники соответственно душ новозаветных и старозаветных.
¬о французской готической скульптуре »оанн  реститель, как правило, замен€етс€ »оанном ≈вангелистом. ¬ ≈вангелии и других библейских книгах ничего не говоритс€ об их присутствии на —трашном суде р€дом с ’ристом. ќправдание такой трактовке художники находили у теологов. √онорий ќтЄнский (XII в.) указывает, что ƒева ћари€ и евангелист »оанн были у креста при ’ристе расп€том и именно им надлежало быть при ’ристе, €вившемс€ на —трашном суде. “ак, тракту€ главные фигуры в этом сюжете, художники выражали общее дл€ той эпохи чувство пиетизма: мать и любимый ученик, которые присутствовали у креста в момент высшей муки ’риста, безусловно, заслуживают честь разделить с ним его славу в момент его высшего триумфа.
Ќа некоторых образцах —трашного суда XIV века ƒева ћари€ предстает твор€щей суд наравне с ’ристом. »менно в этой роли она изображена на фреске ‘ранческо “раини (так в насто€щее врем€ идентифицируетс€ ее автор; ранее считалось, что фреска написана јндреа ќркань€) в церкви  ампо —анто в ѕизе (середина XIV века): ћадонна предстает в такой же, как и ’ристос, мандорле, хот€ фигура ’риста несколько крупнее, что должно символизировать его главенствующую роль в этой сцене. »сследователи не раз отмечали сходство жеста ’риста у “раинй и на фреске —икстинской капеллы ћикеланджело, написанной почти два столети€ спуст€: ’ристос подн€л правую руку, демонстриру€ миру рану от гвозд€, левой рукой он раздвигает одежду, чтобы показать рану на правой стороне груди.
¬ верхнем регистре справа и слева от восседающего на престоле ’риста обычно располагаютс€ апостолы в роли судей. Ќеизменным правилом было изображать ѕетра первым по правую руку ’риста. Ќа этом месте мы видим его, в частности, у ƒжотто. ” ‘ра јнджелико ѕетр (на том же месте) с одним из своих традиционных атрибутов - ключами (золотым и серебр€ным или железным), символизирующими врата ра€ и ада. ¬ среднем регистре обычно изображаютс€ хоры патриархов и пророков, епископов, мучеников, отшельников, набожных царей, св€тых девственниц (мучениц). ѕо левую руку ’риста или непосредственно под его престолом разворачиваетс€ сцена взвешивани€ душ, которое проводит архангел ћихаил. ќн держит в руке весы, и на двух их чашах души - праведника (на правой от архангела) и грешника (на левой). ƒуша праведника т€желее, и она перевешивает; чашу грешника т€нет вниз дь€вол. “ак распредел€ютс€ - кто в рай, кто в ад - представшие на этот —уд воскресшие.
—южет ¬оскресение из мертвых €вл€етс€ одним из непременных в больших фресковых циклах росписей на тему —трашного суда. ¬ его основе рассказ из ќткровени€ »оанна Ѕогослова: "» увидел € великий белый престол и —ид€щего на нем, от лица  оторого бежало небо и земл€, и не нашлось им места. » увидел € мертвых, малых и великих, сто€щих пред Ѕогом, и книги раскрыты были, и ина€ книга раскрыта, котора€ есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. “огда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. —мерть и ад повержены в озеро огненное. Ёто смерть втора€. » кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное".
ћертвецы изображаютс€ восстающими из своих гробов, как мы видим у ‘ра јнджелико, или из расселин в земле, как у Ћуки —иньорелли.
–ай в картинах —трашного суда всегда находитс€ по правую руку ’риста. Ёто может быть либо сад, где ангелы вод€т идиллические хороводы с праведниками, как у ‘ра јнджелико, либо город - Ќебесный »ерусалим, - олицетвор€емый готическим собором, куда праведники восход€т также в сопровождении ангелов и где в портале их может встречать ѕетр, как у ћемлинга. ¬ готическом искусстве традиционным символом ра€ была фигура сид€щего јвраама, держащего души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Ётот образ не случаен. ¬ притче о богаче и Ћазаре рассказываетс€: "”мер нищий и отнесен был јнгелами на лоно јвраамово. ”мер и богач, и похоронили его. » в аде, будучи в муках, он подн€л глаза свои, увидел вдали јвраама и Ћазар€ на лоне его" (Ћк. 16:22-23). ѕо-латыни последние слова читаютс€: "in sinu eius". "Sinu" в переводе это также "складка", "пазуха" или "карман". ќтсюда €вилс€ образ јвраама с полотнищем.
јд часто символизируетс€ пастью Ћевиафана, где "огонь не угасает" (ћк. 9:44). Ќа формирование живописной концепции ада огромное вли€ние оказала "Ѕожественна€ комеди€" ƒанте с ее дев€тью кругами ада. ѕервой попыткой изобразить ад "по ƒанте" была фреска Ќардо ди „ионе в капелле —троцци церкви —анта ћари€ Ќовелла во ‘лоренции. Ёто вли€ние ощущаетс€, в частности, у —иньорелли, когда художник преднамеренно изображает ад в виде кругов - вместе с круглым входом их у него, как и у ƒанте, дев€ть (примечательно, что на одной из четырех фресок орвьетского "—ветопреставлени€" - "ƒела (проповедь) јнтихриста" - художник изобразил не только себ€ и своего предшественника по роспис€м этой капеллы ‘ра јнджелико, но и поместил портрет ƒанте).
¬ своей знаменитой фреске в —икстинской капелле ћикеланджело решительно порывает с традицией. » первое нарушение состоит в том, что —трашный суд предстает здесь на алтарной - восточной! - стене вместо западной, как это всегда было. ѕравда, таково было указание.  огда папа  лимент VII (ƒжулио ћедичи) впервые в 1534 году обсуждал с ћикеланджело тему фрески дл€ этой стены, котора€ должна была заменить "¬з€тие на небо ƒевы ћарии" ѕеруджино, речь шла о том, чтобы здесь было ¬оскресение, чему, собственно, и посв€щена капелла ћедичи. Ќовый папа - ѕавел III - счел, однако, что теперь, после смерти  лимента VII (в том же 1534 году), уместнее будет изобразить на этой стене —трашный суд.
ћикеланджело не просто поместил на алтарной стене —трашный суд, он, можно сказать, разрушил стену: такое впечатление, будто мы €вл€емс€ свидетел€ми неверо€тного землетр€сени€ или - точнее - зрелища, которое предстало бы нам, если бы, "разломившись, рухнули небеса". —редневековые "—трашные суды" €вл€ли собой твердо установленную иерархию «емли, Ќеба и ѕреисподней, в которой все фигуры, даже те, что €вл€ютс€ на —уд воскресшими, предстают традиционно одетыми согласно их социальному положению. ’ристос, ƒева ћари€, апостолы - все они, как мы уже видели, изображались на тронах на небесах. ћикеланджело же изображает общую сцену без вс€ких членений на горизонтальные регистры, без престолов, без знаков отличий статусов, с обнаженными фигурами. ѕоследнее обсто€тельство было столь шокирующим, что один из следующих пап, ѕавел IV  арафа, когда взошел на престол (1555), потребовал от художника, чтобы обнаженные тела были прикрыты. ћикеланджело наотрез отказалс€ что-либо переписывать, тогда эту работу сделал за него - надо сказать, с большим тактом - его ученик ƒаниеле да ¬ольтерра.
»з библейских текстов программой дл€ ћикеланджело служил фрагмент из ≈вангели€ от ћатфе€: "“огда €витс€ знамение —ына „еловеческого на небе; и тогда восплачутс€ все племена земные и увид€т —ына „еловеческого, гр€дущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет јнгелов —воих с трубою громогласною, и соберут избранных ≈го от четырех ветров, от кра€ небес до кра€ их".
’ристос у ћикеланджело - молодой, безбородый и обнаженный -предстает скорее в образе античного бога, похожего на ёпитера.  онцепци€ "’ристос - ёпитер" была известна ƒанте: "», если смею, о верховный ƒий (то есть ёпитер. - A.M.) за род людской казненный казнью крестной, свой правый взор от нас не отводи". ѕараллель с јполлоном, которую впервые привел ј. астелла в "ѕисьмах из »талии", затем развил  . де “ольнай и повторил Ѕ.¬иппер, представл€етс€ неубедительной.
¬осстающие из мертвых, которых ћикеланджело изобразил в нижнем левом углу, отнюдь не подают признаков радости возрождени€, в их лицах, фигурах и позах -выражение страха в ожидании ƒн€ гнева (Dies irae). ќбращает на себ€ внимание то обсто€тельство, что фигуры на этой фреске станов€тс€ крупнее и массивнее по мере того, как они поднимаютс€ выше, причем это увеличение нельз€ объ€снить желанием художника противодействовать перспективному уменьшению - оно, это увеличение фигур, слишком значительное. ‘игуры на стене —трашного суда намного крупнее и массивнее, чем те, что изображены на потолке капеллы.
ћикеланджело в своем —трашном суде переиначивает все, что только можно было переиначить. ’ристос здесь не благословл€ет праведников и не демонстрирует раны, но как бы мечет громы и молнии в грешников. Ќи короны на его голове, ни других традиционных символов ≈го царствовани€ (скипетра и державы) или его судейства (лилии и меча) здесь нет.
√орнило ада ћикеланджело изобразил пр€мо над алтарем. Ёто служило напоминанием, что св€щенник, будь он даже самим папой, пребывает в той же смертельной опасности, что и весь человеческий род. ¬месте с тем на самой фреске это горнило ада отделено от той части берега, куда ’арон из своего челна веслом изгон€ет души грешников (правда, не каса€сь материальным предметом нематериальных душ), - мотив, заимствованный ћикеланджело у ƒанте. Ёто обсто€тельство дало основание полагать, что ћикеланджело и те религиозные круги, к которым он принадлежал, не считали, что наказание за грех всегда неотвратимо. “ака€ точка зрени€, кажуща€с€ еретической, допускалась до “ридентского собора.
ѕоразительное впечатление создаетс€, если взгл€нуть на всю стену —трашного суда не столько с целью рассмотреть детали и отдельные фигуры, сколько дл€ того, чтобы уловить общее - вселенское - движение. ћы видим свет€щийс€ центр - ’риста-¬седержител€ (солнце); жестом своих рук-"лопастей" он приводит во вращение эту поначалу бесформенную массу, образующую теперь - скорее в центробежном, нежели центростремительном движении -концентрические круги. » если истинно то, что идеи витают в воздухе, то не €вл€етс€ ли —трашный суд ћикеланджело, созданный в 1544 году, визуальной аналогией -случайной или преднамеренной? -системе  оперника, изложенной им в трактате "ќ вращении небесных сфер" в 1543-м? Ќо если это так, кто тогда в свои 65 лет ћикеланджело - еретик? бунтарь?  ак бы то ни было, нельз€ не признать, что и у  оперника, и у ћикеланджело Ќебо и «емл€ предстали в новой, невиданной доселе взаимосв€зи.

ќпубликовано в приложении "»— ”——“¬ќ" к газете
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќлес€_Ѕаженова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 »юн€ 2011 г. 22:39 (ссылка)
—пасибо.
deae8861fa9b (450x620, 131Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
окненамор   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 05 »юн€ 2011 г. 17:44 (ссылка)
ѕожалуйста , а как вам вот это.
http://www.liveinternet.ru/users/3852211/post161984353/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
imbir63   обратитьс€ по имени —уббота, 26 ћа€ 2012 г. 10:11 (ссылка)
— праздником!!!
¬ознесение (640x480, 503Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку